(ТМ)Типомания СЛОВАШРИФТЫТИПОГРАФИКА
В начало
В начало раздела
Шрифты

CASLON. Авторский образец шрифта
Авторский образец шрифта

Иллюстрация любезно предоставлена Николасом Фабианом (Nicholas Fabian).



Огромное спасибо Владимиру Ефимову за помощь в подготовке этой статьи и предоставленные текстовые материалы.
КЕЗЛОН (КЭЗЛОН) // CASLON

Вильям Кезлон (William Caslon) основал свою словолитню в Лондоне, в 1720 году, а пятью годами позже создал истинно английскую шрифтовую семью, хорошо приспособленную для большой полосы набора.

Утверждение об "истиной английскости" не является преувеличением. На протяжении многих лет Кезлон был символом Британской типографики, универсальной и классической гарнитурой. "Если сомневаешься--используй Кезлон",--любили говаривать английские наборщики. А известный ирландский драматург Бернард Шоу просто настаивал, чтобы все его книги набирались этим шрифтом.

Перед тем, как заняться дизайном шрифтов, Кезлон гравировал витиеватые орнаменты на стволах пушек и других металлических предметах. Форма шрифтов Кезлона основана на голландских шрифтах второй половины 17-го века, которые были крайне популярны в Англии в то время. Однако художественное мастерство Кезлона позволило ему улучшить рисунок знаков по сравнению с прототипами, внести разнообразие форм и тонкость деталей, не характерные для импортированных из Голландии шрифтов.

Про шрифт Кезлон обычно говорят, что он "теплый и дружелюбный" и "приятный для глаза". Он имеет сильную конструкцию, крепкую форму и широкое разнообразие деталей. Основные штрихи этого шрифта, как правило, сильнее, чем в многих более ранних шрифтах старостильной антиквы, шрифт контрастнее и засечки у него толще и чуть-чуть коренастее. В отличие от предшественников засечки Кезлона почти горизонтальные и не имеют заметного прогиба.

Тщательное рассматривание элементов шрифта может удивить дизайнера обилием странных "изъянов и упущений" в рисунке букв. Но каким-то загадочным образом, в полосе набора каждая такая “ошибка” добавляет гарнитуре сбалансированность и гладкость. Наплыв p угрожает сломать короткий нижний штрих, треугольная засечка на t кажется слишком тяжелой, а все левые засечки на верхних выносных элементах похожи на неуклюжие, треугольные вымпелы.

Несмотря на эти странные особенности, на полосе Кезлон дает прекрасное качество и ровный цвет набора.

Гарнитурными признаками Кезлона являются верхняя и нижняя засечки на C, зубцеобразный верхний элемент A, немного "заостренный" изгиб в верхней части a и отсутствие нижней засечки у G. Характерны также широкая Т и короткий выносной элемент у t. Многие восхищаются формой курсивного амперзанда & за его цветущие округлые элементы, как в С и S, которые пробуждают ассоциации с вычурными орнаментами эпохи рококо, напоминающими ранние орнаментальные гравировки Вильяма Кезлона.

Курсив Кезлона гораздо уже и более наклонный, чем у ранней антиквы. Нерегулярный ритм создается прописными, наклоненными под разными углами, например, A, V, W имеют выраженный больший угол наклона. Для курсива Кезлона характерна строчная р с верхним закругленным элементом, пересекающим основной штрих, и большое количество каплевидных деталей в строчных. Некоторые современные версии отходят от оригинального рисунка Кезлона, придавая буквам более единообразную форму.


Существующие версии шрифта


Гарнитура много раз перерисовывалась и ее версии отличаются по номерам. Так, например, Caslon540 достаточно близок к оригинальному образцу Вильяма Кезлона 1534 года. А шрифты Caslon 223 и LSC Caslon отличаются большей контрастностью.

Корпорация ITC владеет правами на версию ITC Caslon 224, разработанную Эдвардом Бенгетом в 1983 году.

Более ранняя версия шрифта--Caslon Buch (ниже), сделанная Гюнтером Ланге (Gunter Gerhard Lange) в 1977 г., принадлежит фирме Berthold.

В 1990 году художницей Кэрол Твомбли (Carol Twombly) для фирмы ADOBE был разработан шрифт Adobe Caslon. Работа была выполнена на основе изучения образцов шрифтов Вильяма Кезлона Старшего, выпущенных между 1734 и 1770 годами.

В библиотеке шрифтов фирмы Corel версия гарнитуры распространялась под названием Casablanca.

В советские времена существовали фотонаборные шрифты на основе Caslon'а--гарнитуры Заголовочная газетная (ВНИИ Полиграфмаш) и Заголовочная (Ленполиграфмаш). Первой из них часто пользовалось в своих изданиях издательство Правда.

К сожалению, мне не известно о существовании кириллических цифровых версий этого шрифта.

Caslon Buch
Caslon Buch

ITC Caslon 224
ITC Caslon 224

Баннер Reklama.Ru. The Banner Network.
Проект серии MANIA.RU Copyright (c) Novikov Design, 1998 Студия Новиков Дизайн