СЛОВАШРИФТЫ
В начало ПРАКТИКУМ ПО ТИПОГРАФИКЕ
в начало раздела
САМЫЕ АЗЫ

Скажу сразу, что это -- текст "для самых маленьких", т.е. прописные истины использования шрифта. И самоуверенным профи он возможно будет неинтересен. Но с другой стороны... подчас читаешь детскую книжку "Как устроен человек. Для дошкольников" и находишь что-то интересное, новое... Так что, профи, не поленитесь...

Итак, что нужно помнить при оформлении текста. В тезисах, коротенько так...

1. Общая идеология.
Чаще всего буквы пишутся для чтения. Чем больше букв, тем сложнее читать. А надо чтоб прочитали. Значит надо cделать чтение удобным.
Это достигается разными приемами, о которых -- ниже. Но главная мысль: читателю должно быть удобно.
Конечно, существуют специфические случаи, когда читабельность (у профессионалов -- удобочитаемость) кладется на алтарь стиля или оформления. Но это -- исключения и их мы пока не рассматриваем. Вы же не "ПТЮЧ" собрались верстать?

2. Подбор шрифта.
Меж специалистов давно идет спор: какие шрифты удобнее читать? Антикву или гротески? Сходятся на том, что читать удобнее привычный шрифт, т.е. подходят и те, и другие.
Главное, чтобы он обладал высокой различимостью. Т.е. буквы хорошо отличались одна от другой.
С этой точки зрения не подходят декоративные шрифты. У них обычно не самый привычный вид и много дополнительных элементов, затрудняющих чтение. Их используем только для заголовков, шапок, логотипов и подобных случаев, когда букв не много.
Для полосы набора используются "обычные", "рабочие" гарнитуры. Выпендримся в другом месте...
Здесь же, в полосе набора, критичнее всего качество шрифта. Именно в большом тексте "вылезают" такие неизменные спутники непрофессиональных шрифтовиков, как отсутствие кернинга, неоднородность "цвета набора", плохая хинтовка и пр.
Кстати, лучше использовать нормальное прямое начертание (то, что называется "normal"). И курсив и полужирное начертание ("italic", "bold") удобочитаемости не увеличат. И даны нам для иного.

3. Выделения
Нет, физиология здесь не при чем! Это я о случаях, когда нужно выделить слово или часть текста.
Вот для этих целей и нужны "болд" и "италик". Читать их посложнее, но для небольших кусков текста -- подойдут.
Главное -- никогда не нажимайте кнопку "underline". Подчеркивание как средство выделения досталось нам от убогих по своим возможностям печатных машинок и считается верхом типографического моветона.

4. Колонка
Должна быть удобной (вот опять!) длины. Не узкой, не широкой. Слов этак восемь -- десять. В английском -- это 45--60 знаков. У нас слова подлиннее, соответственно, и колонка -- пошире.
Смысл в чем? Смысл в том, что при чтении глаз совершает зигзагообразное движение. Вдоль по строке направо, хватая на лету очертания слов, вниз навево, на начало другой строки, вновь вдоль по строке...
При узкой колонке он ерзает туда-сюда. Нет размеренности движения. Если колонка выравненна, слишком много переносов. Если нет -- длина строки сильно меняется.
При длинной строке глазу скучно. Он устает. Движение замедляется. А найти начало следующей строки -- и вовсе тяжело.
Кстати, это можно использовать и для задания настроения. Заметьте: деловой, новостной, энергичный текст чаще кладется в разумно узкую, энергичную колонку. А нудные монографии или пафосный дорогой буклет часто используют "статичную" длинную строку.

5. Интерлиньяж
Этим красивым словом называют расстояние между строками. Как средство оформления интерлиньяж незаменим. Но игнорируется чаше других приемов.
Стоит прежде всего запомнить, что в меру увеличенный межстрочник повышает удобочитаемость, особенно при длинной строке.
Он также сильно влияет на цвет набора и задает внутренний ритм и пропорцию строки.

6. Кегль
Это высота шрифта. Традиционно измеряется в пунктах.
Исходя из нашей идеологии удобочитаемости, кегль также должен быть умеренным. Не очень маленьким, не очень большим. Для книги или журнала это обычно 8--10 пунктов.
Однако, выбирая кегль нужно брать в расчет много факторов. Для кого предназначен текст (если детям и пожилым людям, значит лучше кегль увеличить). С какого расстояния и в каких условиях его будут читать (на рекламном щите у дороги ему лучше принять максимально возможное значение). Каковы особенности макета.
В конце концов, кегль зависит и от конкретной гарнитуры. Дело в том, что оптическая высота строки формируется для глаза прежде всего из высоты строчных знаков (т.н. "x-height"). А этот "икс" для каждой гарнитуры разный. И если поставить рядом десятипунктовые AvantGarde и Garamond, первый будет смотреться намного выше.

Ну, вот! Вроде бы, азы мы прошли. Самые маленькие уже, должно быть, утомились, а взрослым я успел наскучить.

На этом сегодня закончим.

Баннер Reklama.Ru. The Banner Network.
Проект серии MANIA.RU Copyright (c) Novikov Design, 1998 Студия Новиков Дизайн